Часто под бизнес-архитектурой подразумевают устройство бизнес-процессов, для поддержки которых формулируются требования к автоматизированным системам. При этом бизнес-процессы рассматриваются как нечто заданное в контексте IT-проекта. Это было естественно для эпохи, когда IT поддерживало существующие процессы, а проекты организационных изменений были слабо связаны с проектами автоматизации. И для новых процессов, бизнес выступал как заказчик автоматизации, а не работал совместно с командой ИТ-разработки.
В современном мире, когда IT становится основой для бизнеса и предоставляет ему новые возможности, такое разделение не работает. Проекты автоматизации и трансформации бизнеса объединяются в единый проект, в рамках которого не только изменяются бизнес-процессы, но и создаются и развиваются продукты. Это требует конструирования ценности для потребителя и цепочек создания ценности в компании. И все это, включая описание изменений, должно быть включено в описание бизнес-архитектуры.
В докладе будет рассмотрена структура бизнес-архитектуры и способы ее описания, соответствующие современным IT-проектам, что позволят аналитику успешно взаимодействовать с участниками проекта от бизнеса на их языке, и не ограничиваться проектированием документов, их workflow и экранов для работы.
Умение выделить словарь терминов предметной области, представить предметную область через диаграмму классов, а бизнес-процессы - на диаграммы активностей имеют под собой базовую компетентность мышления - способность быстрого, в темпе проекта, построения модели предметной области, потенциально незнакомой ранее, и далее - работать в этой модели, проектируя и реализуя изменения в этой области и процессов компании с помощью разрабатываемого софта. Модель надо уметь построить, сопрячь с отраслевыми, объяснять окружающим, сделав общей моделью проекта и достраивать в коммуникации. На этом основан не только DDD, но и большинство других подходов в IT, применять эту компетенцию можно не только в профессиональной работе, но и в любом взаимодействии с миром.
Но для начала эту компетенцию необходимо получить, в чистом виде ее не готовят, хотя необходимость фундаментальных курсов математики и физики в высшем образовании, а также ряда школьных предметов обосновывают именно этим.
В нашем совместном с Ириной Суровой выступлении мы надеемся выделить моделе-ориентированное мышление в чистом виде, и поговорить о подходах к его обучению. Примерно это же сейчас делает Анатолий Левенчук совместно с рационалистами, выделяя курс "мыслительного фитнеса", основ мышление на моделях как базу для курса системного мышления (https://thpectrum.livejournal.com/3514.html).
По формату, скорее всего, это будет диалог Максима Цепкова и Ирины Суровой у флипчарта с подключением зала. Но в процессе подготовки могут появиться слайды, тогда формат может приблизиться к более традиционному выступлению. Примерная продолжительность - 40 минут.